Войдите, чтобы сохранять историю комментариев, голосовать за комментарии и создавать закладки
Регистрация
Авторизация
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами обработки данных
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования.
Войдите, чтобы сохранять историю комментариев, голосовать за комментарии и создавать закладки
Регистрация
Авторизация
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами обработки данных
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования.
Войдите, чтобы сохранять историю комментариев, голосовать за комментарии и создавать закладки
Регистрация
Авторизация
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами обработки данных
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования.
Войдите, чтобы сохранять историю комментариев, голосовать за комментарии и создавать закладки
Регистрация
Авторизация
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами обработки данных
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования.
Номер диска в каталоге: MEL CD 5002284
Запись: 1962
Выпуск: 2014
В плеяде замечательных композиторов прошлого века выдающееся место принадлежит Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову (1844-1908). Щедро одаренный природой, он рано почувствовал в себе музыкальное призвание. Первые серьезные попытки сочинять музыку относятся ко времени пребывания Римского-Корсакова в Морском корпусе, когда он, по собственному признанию, .
В 1862 г. по окончании Морского корпуса Н.А. Римский-Корсаков совершил кругосветное путешествие на паруснике . Почти три года композитора окружало море, то спокойное, едва подернутое рябью, то грозное и неистово бушующее... Фантастические картины разгневанной водной стихии, а также яркие краски тропических стран поразили воображение Римского-Корсакова. Волшебная красота полуденных земель, где реальная жизнь тесно переплелась со сказкой, впоследствии нашла свое яркое отражение в оперном и симфоническом творчестве композитора. Его излюбленным жанром стала опера-сказка. , , , - вот далеко не полный перечень произведений композитора-сказочника, в которых Римский-Корсаков выразил свою любовь к русской сказке, к народной музыке, к причудливому и яркому вымыслу.
В 1899 г. Россия отмечала столетие со дня рождения А.С. Пушкина. Римский-Корсаков, и раньше обращавшийся к произведениям великого поэта, написал кантату и оперу . Композитора привлекла необыкновенная сказки, изобилие чудес и, конечно, сам пушкинский стих, удивительно напевный и сочный...
Народную сказку А.С. Пушкин впервые услышал от няни Арины Родионовны в годы Михайловской ссылки. В 1831 г. три сказки из числа семи, собранных и записанных в Михайловском, поэт обработал, создав свои замечательные поэмы-сказки: о Балде, о мертвой царевне, о царе Салтане. Ярка и жизнерадостна . Подчеркивая ее глубоко народный характер, Пушкин дал ей привычное для народной литературы тех лет витиевато-пышное название: .
И вот, спустя многие годы после создания поэтического , Римский-Корсаков, очарованный причудливо-фантастическими видениями гвидонова княжества, решил пересказать языком музыки чудесную пушкинскую сказку. В имеется краткая, но красноречивая запись: .
В октябре 1900 г. была поставлена в Москве на сцене частной оперы С. Мамонтова; декорации к ней написал известный художник-романтик М. Врубель, тонко передавший сказочную атмосферу оперы...
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
, -
Говорит одна девица...
Бесконечный, как нити пряжи, струится разговор сестер. За окнами девичьей светлицы виднеются окутанные золотистой дремотой сторожевые башни и резные маковки церквей салтанова царства... Красота вокруг несказанная. Жить бы всем в мире да согласии, да нет же... Черные завистливые мысли не дают покоя злым сестрицам и сватье бабе Бабарихе - задумывают они извести добрую царицу.
Одна за другой, как бы выплывая из туманной дымки, перед нами, вслед за явлением острова Буяна с дивным городом Леденцом, причудливой вереницей проходят сказочные картины оперы. Вместе с заморскими гостями-корабельщиками мы дивимся трем чудным чудам: белке, грызущей золотые орехи, дружине дядьки Черномора и, наконец, красоте царевны Лебеди... Для каждого из этих чудес композитор нашел особые музыкальные краски, подчеркивающие всю фантастичность происходящего. Музыка Римского-Корсакова образна и глубоко выразительна. Она то поэтична и нежна, когда рисует призрачно-прекрасный облик царевны Лебеди, то простодушно наивна - в песенке белочки , то натуралистически конкретна, воспроизводя полет шмеля - Гвидона, то полна мягкой лиричности и проникновенной искренности - в пейзажных зарисовках... Картины моря, нарисованные композитором, поражают своей мощью и какой-то почти осязаемой реальностью. Кажется, будто видишь перед собой бескрайний морской простор... Только что водная равнина была прозрачно-синей, а через мгновенье разгневанные валы уже взметают к небу пенные гребни...
В предлагаемую композицию включены все основные эпизоды оперы. Вы услышите чудесный сплав музыки и поэзии, в котором музыкальная ткань оперы органически переплетается с чтением пушкинской сказки.
Б. Заболотских (1962)
Запись 1962 г.